История
Татьяна Фролова
Спектакли
Архив спектаклей
Фестиваль "Перспектива комнаты"
Пресса
Превращения КнАМа
анАТОМия мутантов
Уроки чувств
"Великое вблизи неуловимо..."
Сидишь в темноте и замирании...
Реанимация дадаизма...
ДАДАизму - ДА - ААА!
Говорящие тела
Действительно это чудо
Метаморфозы
4 фестиваль "Пассаж" посвящен странам Восточной Европы
"Пассаж" с остановкой в Косово
Успех "Метаморфоз"
Le theatre russe, un drame...
Татьяна Фролова живет в Комсомольске-на-Амуре





уроки чувств

Три конспекта КнАМовских премьер конца II тысячелетия (режиссер - Татьяна Фролова)

Татьяна Чанова
Газета "Панорама"

Тема I. Синтезирование

Спектакль "Пластическая импровизация" 16.10.1999
Звук торопливых шагов по мокрому кафелю. Застывший в позе эмбриона нагой человек. Медленно распрямляясь, он пробует на гибкость пальцы ног. Тут, как водится, вносят стремянку. Редко какой спектакль в КнАМе обходится без этого ритуала, символизирующего необходимость постоянного переустройства мира. Сняли шторы, впустив в зал гулкое эхо толпы и нестройные звуки оркестровой ямы. Герой (арт. Сергей Бурлак) тем временем, проверяя мышцы на универсальность, все разминает кисти рук. Они гнутся самым необычайным образом. А волосы взметаются вслед за прерывистым дыханием вдоль вертикали стены.

Но Актер - это еще не все, этого мало. Как минимум, ему нужен Музыкант (это ЖГУТ - гитарист Игорь Стародубцев). А также Художник (Владимир Фролов), чтобы увековечить сиюминутные движения души. Знаменитый КнАМовский прием - символ тупика - бесконечно долгое хождение по кругу, превращается в бег и обрывается криком отчаяния, выход из которого только один -созидание. Хочется что-то соорудить, построить, создать. Обуреваемый жаждой деятельности, Он воздвигает на пустом месте дверь (символ вхождения), а Музыкант медиатором, липким от апельсинового сока, извлекает из инструмента Музыку Появления. Ее появления (актриса Алекс). Она не приходит, Она возникает. Как спасение, как избавление от скорби одиночества. Долгое движение друг к другу - ползком, задыхаясь, расшибаясь и путаясь в одежде. Вот, наконец, их, первая беседа. И его слишком откровенные намеки, и ее хрустальный смех.., и приручение.., и усмирение... И позже, когда Он начинает прорастать в ней изнутри, Ее глаза наполняются обожанием, их руки движутся синхронно.., в одном направлении.., в одном темпе... Но тут его роскошно-безотказные ранее мышцы, вдруг сводит и корежит судорогой. Первые признаки скуки, несогласия и жажды отдельной жизни. А Она! Она ничего не делает. Просто не отпускает. Из-под нее приходится выбираться, как из-под руин.. Но даже после этого Она все еще готова откликнуться на любой, пусть ложный, привет.

Вопросы для закрепления материала:
- Ну, и чего ты добился, оставшись один?
- Чего мы все добиваемся, оставаясь одни?
- Что символизирует апельсин, который с такой аккуратностью съедает Музыкант?

Примечания:
Вся соль импровизации состоит в мгновенном синтезе искусств. Актеры двигаются, повинуясь чувствам. Музыкант эти чувства озвучивает, а Художник - фиксирует визуально. Зритель каждый раз видит тот же спектакль, но немножко иной. Поэтому смотреть можно множество раз. А когда-нибудь в фойе театра состоится вернисаж картин Художника Фролова, созданных прямо во время "Импровизаций".

Тема II. Абстрагирование

Спектакль "Реанимация дадаизма". 29.09.2000
День. Ночь. Ночь. День. Жизнь. Смерть. Снова жизнь. Происходящее на сцене никоим образом не походит на реальность, но повествует о самом сокровенном. Как бы суетно мы ни наполняли свои дни движением, как бы ни пытались придать ему смысл, как бы ни отгораживались от раздумий беседами, друзьями, приятепьствами и знакомствами, любовь и смерть мы все равно встречаем в одиночку. Кропотливое завязывание узелков - лишь повод к их неизбежному развязыванию. Ниспадающие откуда-то с потолка канаты и ленты - декорация спектакля. Это струи дождя! Или это петли, опасно вьющиеся вокруг шеи! Или путы, которых так непросто избежать, если вовремя ловко не приладить их к качелям! А потом, слегка покачиваясь и воображая безмятежность, вспомнить вслух что-нибудь из детства. Про смерть. Любовь. Или про своего старого дедушку.

Вопросы:
- А вы успели расспросить своего дедушку, была пи у него любовь?
- Абстрагируясь от темы головокружения, готовы ли признать, что покачивание часто бывает приятно!

Источники:
Абстрактная живопись. А также Поль Элюар, Луи Арагон, Ле Корбюзье, Сальвадор Дали, Марсель Дюшан, прослывшие, как известно, заядлыми дадаистами. Музыка-Том Вейтс.

Примечания:
После спектакля полезно посещение библиотеки, где а любом справочнике по искусству можно подробно узнать, что же такое, в конце концов, этот дадаизм и почему время от времени так полезно его реанимировать.

Тема III. Ориентирование

Спектакль "Пространство для сна". 3.10.2000
Будильник. Лифт. Автобус. Радио. Хлопание дверей, нетерпеливые звонки телефонов. Утро делового человека состоит из спешки и всех этих обыкновенных звуков, которых мы даже не замечаем. Мы наглухо застегнуты, наш галстук туго затянут, мы озабочены своими служебными обязанностями. На столе нас ждут важные бумаги, мы что-то с чем-то сверяем, утрясаем, сопоставляем, просчитываем. Мы "осуществляем представительство", "обеспечиваем продвижение", "заключаем договоры", "отспежи-ваем поставки". Словом, совершаем массу разнообразных, механических, весьма нелепых действий с удручающе серьезным видом. А позже, вечером, безучастно уткнувшись в телевизоры (каждый - в свой), равнодушно слушаем чужие признания в любви, пока не засыпаем в капсулах своих одиноких постелей. Музыка сновидений, она совсем иная, чем изнуряющий ритм буден. Она отпускает в свободный попет жестоко взнузданные днем инстинкты. Она рисует чей-то манящий, залитый лунным светом силуэт и обещает необычайные встречи... Но! Снова будильник, радио, автобус... Снова надо быть готовым к ежедневному марафону тщеславия и суеты. Вот только плащ застегнут не на ту пуговицу, чуть небрежнее прическа, чем обычно, а замедленные движения выдают нетерпение, с которым ждут следующей ночи, чтобы досмотреть сон... Вот только показалось, мелькнул в толпе знакомый лунный профиль, как ориентир в пространстве вечного поиска, вечного бега от одиночества, вечного стремления к полному пониманию, слиянию, безграничному обладанию... Но, нет, не получится. Невозможно это.

Вопросы:
- Что, неужели правда - нет!!
- Окончательно невозможно!!

Источники:
Впечатления о парижском метро, пустынных песчаных пляжах Португалии и о театрах Потсдама (Германия). Музыку специально для Татьяны Фроловой написал Александр Сауди (Нанси, Франция).

Примечания:
Актеры Инна Саранчук (Хабаровск) и Сергей Бурлак не произносят ни слова. Их средство общения - жест, движение. На репетициях они выкрикивают смешные названия танцевальных фигур - "бочка", "столбик", "голубец". Но этого зрителю знать совсем не обязательно. Жанр постановки определен как ТЕЛАБ. То есть как бы и не совсем БАЛЕТ, но тоже связан с ТЕЛОМ, которое предстает совершеннейшим вместилищем мятущейся, жадной до жизни души. Полный аншлаг. Несмотря на то, что билеты в два раза дороже, чем обычно, заказ - за два месяца.




назад Вернуться на главную страницу театра вперед

анАТОМия мутантов | На главную страницу театра | "Великое вблизи неуловимо..."

© 2001 Театр КнАМ
knam@theatre.ru
г.Комсомольск-на-Амуре
пр.Первостроителей, 15
Тел. (42172) 370-88