История
Татьяна Фролова
Спектакли
Архив спектаклей
Фестиваль "Перспектива комнаты"
Пресса
Превращения КнАМа
анАТОМия мутантов
Уроки чувств
"Великое вблизи неуловимо..."
Сидишь в темноте и замирании...
Реанимация дадаизма...
ДАДАизму - ДА - ААА!
Говорящие тела
Действительно это чудо
Метаморфозы
4 фестиваль "Пассаж" посвящен странам Восточной Европы
"Пассаж" с остановкой в Косово
Успех "Метаморфоз"
Le theatre russe, un drame...
Татьяна Фролова живет в Комсомольске-на-Амуре





превращения кнама

Елена Глебова, «Тихоокеанская звезда»

Сегодня, в Международный день театра, мы расскажем о нетрадиционном театре, каких в Россиии немного. К тому же Комсомольский-на-Амуре молодежный (КнАМ) известен и за пределами родного Отечества, признан там своими театральными экспериментами, поисками новизны.

То, что именно на сцене театра КнАМ состоялась премьера водевиля-паранойи в двух частях «Диагноз: “Happy birthday” (102-я серия)» по пьесе хабаровского драматурга Константина Костенко, даже не вызывает удивления. Это вполне естественно для людей, которые не боятся экспериментировать.

Странное действо, разворачивающееся на небольшой сцене, напоминает то состояние, когда происходит переход от сна к пробуждению. Однако ощущения бреда и реальности настолько тесны, что постепенно становятся единым целым. Актеры, облаченные в стандартные безликие одежды и со стертыми при помощи грима лицами, играют на фоне киноэкрана. Там — те же герои, только в ярких гротескных красках. Это как два холста разных живописцев, каждый из которых теряет смысл без другого.

Пьеса Костенко поставлена в России впервые. Как, впрочем, и впервые в жизни самого автора. Много лет Костенко предлагал свои произведения дальневосточным театрам, но всякий раз встречал отказ. Его воспринимали как странного автора с не менее странными пьесами. И только Татьяна Фролова — человек эксперимента — взялась за постановку. А пока шло время, режиссер КнАМа побывала на театральном фестивале «Пассаж» во Франции. «Изюминкой» того фестиваля был проект «Зеркало восток-запад», цель которого заключалась в представлении французской театральной публике современной российской драматургии. Татьяна Фролова предложила взыскательному жюри пьесу хабаровчанина. В какой-то степени она сыграла роль судьбы, потому что пьеса получила высокую оценку. Заключительным этапом проекта стало издание сборника, куда вошло шесть произведений. Среди таких громких имен, как Сорокин, Сигарев, Драгунская, в нем есть имя пока еще мало известного Костенко. Там же, во Франции, Татьяна Фролова, работая с французскими профессиональными актерами, сделала своего рода сценический набросок пьесы «Диагноз: “Happy birthday” (102-я серия)». Так хабаровчанин Константин Костенко был открыт для французской публики. А спустя время, уже после возвращения в Комсомольск-на-Амуре, и для российской.

 — У нас не очень любят своих авторов, — сказала накануне премьеры Татьяна Фролова. — Все знают, как ставить Шекспира, Чехова, во что их «одеть»…

По убеждению Татьяны, сегодня многие режиссеры боятся делать ставку на неизвестные имена. Но что-то очень важное проходит мимо. Это люди, которые пишут современные тексты, пытаются выразить наше время и то, чем сегодня дышит человек, как он живет, и что такое вообще наш мир.

По словам режиссера, пьеса Костенко потребовала совершенно нового подхода. Попытка соединить кино и живое актерское искусство определила графику спектакля: от черно-белых штрихов к нарочито сочным, объемным мазкам. А присутствие камеры, которая в определенный момент выхватила зрительские лица, глаза и перенесла их на экран, стерло границы сцены и зрительного зала, завязав происходящее в единое целое.

Что же это такое КнАМ? Самый маленький на Дальнем Востоке театр с труппой в 9 человек, сценой 6х8 метров и зрительным залом на 28 мест. Дата его рождения — 1985 год. После 1928 года — это первый кооперативный театр в России. За семнадцать лет здесь поставлено около 30 спектаклей. В репертуаре — Э. Радзинский «Она в отсутствии любви и смерти», Жан-Поль Сартр «За закрытыми дверями», Атол Фугард «Здесь живут люди», Ф. Дюрренматт “Play”, Франц Кафка «Превращения» и другие. КнАМ — такой театр, где нет штампов и вся жизнь — постоянный эксперимент. Все это время его возглавляет Татьяна Фролова — человек, не вступающий в сговор с собственной совестью и делающий все честно. Она никогда не ставит «датских» спектаклей, никогда не берется за чуждые ей постановки, даже если они сулят участие в каком-либо престижном проекте. И то, что сегодня КнАМ, который зарубежные критики называют «русским провинциальным театром европейского уровня», хорошо известен за пределами нашей необъятной страны, результат честной работы и настоящего служения искусству. Ведь именно здесь родился спектакль «Поручение» по пьесе культового германского драматурга Хайнера Мюллера, и это была первая постановка в России. По словам Татьяны Фроловой, спектакль сыграл для театра огромную роль, стал определенной ступенью, потому что они впервые так тесно соприкоснулись с европейским искусством. Неожиданностью для кнамовцев стал приезд в Комсомольск-на-Амуре обозревателя парижской газеты «Либерасьон» Жана-Пьера Тибоды. Он посмотрел пять спектаклей провинциального театра и, спустя время, уже вернувшись во Францию, опубликовал статью.

После выхода этой статьи в театре раздался звонок из Франции. Директор фестиваля «Пассаж» предложил КнАМу представить спектакль по Кафке. Причем без предварительного просмотра. Отыграли премьеру в родном Комсомольске и махнули в Европу. Вслед за этим поступило предложение представить свое творчество на португальском фестивале «Крайности мира» в Лисабоне, где театр Татьяны Фроловой, к слову, был единственным российским.

Такой оглушительный успех, который способен не на шутку вскружить голову, Татьяна Фролова воспринимает спокойно. Она говорит: «Теперь я знаю, что делаю не „дурацкие“ спектакли, а то, что кому-то действительно интересно и важно».

Вообще, факт существования в Комсомольске-на-Амуре театра КнАМ плохо вписывается в общий портрет города. Он практически обесточен, здесь давно замерли многие предприятия, а на широких проспектах и поблекших со времен великой стройки домах лежит печать обреченности. Но КнАМ — это как отдельное государство. Причем не только в рамках Комсомольска-на-Амуре, но и дальневосточной театральной среды в целом. Здесь не услышишь привычные вздохи по поводу нехватки денег, кои раздаются во многих государственных театрах. Местная власть воспринимает КнАМ как театр, мягко говоря, странный. Однако палки в колеса не вставляет и даже предоставила бесплатное помещение, за что режиссер и актеры безмерно благодарны. Но на этом все отношения администрации города и театра заканчиваются. КнАМа как бы не существует. Он не имеет даже минимальных дотаций, так как является негосударственным, его актеры не получают зарплату. Все средства, в том числе и привлеченные спонсорские, идут на развитие театра и внедрение новых проектов. Например, экспериментальный фестиваль «Перспектива комнаты», проходящий в стенах КнАМа четвертый год подряд. Со всего Дальнего Востока в маленький театрик съезжаются люди, которые пытаются экспериментировать в любом виде искусства, будь то музыка, кино, живопись или театр.

Последний международный проект театра Татьяны Фроловой — поездка в Виладжио-центр в Италию. Организатором этого события выступает нью-йоркский «Рокфеллер-центр», который дает возможность творческим людям из разных концов света какое-то время работать вместе, соединяя свои таланты, нестандартные взгляды на жизнь и неуспокоенность сердца. Там, на стильной вилле в Альпах, по замыслу организаторов, режиссеры, актеры, музыканты, художники и литераторы создают то, что на самом деле способно продвинуть мировую культуру вперед.



назад Вернуться на главную страницу театра вперед

Татьяна Фролова живет в Комсомольске-на-Амуре | На главную страницу театра | анАТОМия мутантов

© 2001 Театр КнАМ
knam@theatre.ru
г.Комсомольск-на-Амуре
пр.Первостроителей, 15
Тел. (42172) 370-88